На главную

Солнечные и лунные затмения
Ведический календарь
Индуистский календарь

Лунный календарь. Амавасья. Пурнима. Титхи

Луна (Чандра) имеет огромное значение для жизни на Земле. На лунном календаре основаны многие праздники, индийские — почти все, из самых известных христианских — Пасха.

Новолуние и Полнолуние - это лучшие дни для медитации, это моменты отличной возможности соприкоснуться с Высшими силами. "Полнолуние — это великая возможность. В Ведах оно названо дверью между вами и внешним миром, и причина этого в том, что Луна управляет вашим умом, а ум и есть дверь между вами и остальными. В день полнолуния "я есмь" в вас отражается на ум и на других, выражаясь красиво и гармонично. Если вы обратите ум вовнутрь, гармония сфокусируется в вас самих, а ум окажется прямо перед вами. Ум — это зеркало. Если вы поставите зеркало прямо перед собой, то увидите себя, а если вы поставите его не под правильным углом, вы увидите лицо кого-нибудь другого. Предметная деятельность нейтрализуется совершением медитации в день полнолуния. Войдите в себя и живите в себе, и вы автоматически унесётесь на иной план" (Э. Кришнамачарья)

В основе лунного календаря лежит обращение Луны вокруг Земли. Лунный месяц соответствует одному полному обороту.

Лунный день (титхи — 1/30 часть лунного месяца) основан на угловом расстоянии между Солнцем (Сурьей) и Луной (Чандрой). И изменение этого расстояния от 0 до 360 градусов соответствует лунному месяцу. Время окончания титхи — момент, когда угол между Луной и Солнцем кратен 12.

Фазы Луны на RedDay.ru (Москва)

Примечание: В западной традиции лунный месяц начинается с Новолуния. Лунный день - с момента восхода Луны и длится до следующего её восхода. После Полнолуния дни считаются и дальше по порядку (16, 17, 18 и т.д.).

Каждое изменение углового расстояния между луной и солнцем на 12 градусов — это новые лунные сутки (титхи), т. е. момент, в который угол между луной и солнцем кратен 12 градусам.

Пратипада (первый лунный день) заканчивается, когда Луна удаляется от Солнца на 12 градусов; второй лунный день (Двитийа) заканчивается, когда Луна удаляется от Солнца на 24 градуса. и т.д.
Пурнима (Полнолуние) - 15-й титхи Шукла-пакши (светлой половины месяца),
Амавасья (Новолуние) - 15-й титхи Кришна-пакши (убывающей, ущербной Луны).

Во время шукла пакши (светлой половины месяца) угловое расстояние между луной и солнцем с каждым днём увеличивается (0—180 градусов), во время кришна пакши (тёмной половины месяца) уменьшается (180—360 градусов).
В Экадаши светлой половины месяца угол 120—132°.
В Экадаши тёмной половины месяца угол 60—48°.

Лунные дни Шукла Пакши: Пратипад, Двитйа, Тритйа, Чатуртхи, Панчами, Шаштхи, Саптами, Аштами, Навами, Дашами, Экадаши, Двадаши, Трайодаши, Чатурдаши и Пурнима — день Полнолуния.

Лунные дни Кришна Пакши: четырнадцать дней повторяются и потом Амавасья (Новолуние).

Расстояние между Солнцем и Луной в период Шукла пакши:
1л.д. Пратипад (0—12°), 2 л.д. Двитйа (12—24°), 3 л.д. Тритйа (24—368°),
4 л.д. Чатуртхи (36—48°), 5 л.д. Панчами (48—60°), 6 л.д. Шаштхи (60—72°),
7 л.д. Саптами (72—84°), 8 л.д. Аштами (84—96°), 9 л.д. Навами (96—108°),
10 л.д. Дашами (108—120°), 11 л.д. Экадаши (120—132°), 12 л.д. Двадаши (132—144°),
13 л.д. Трайодаши (144—156°), 14 л.д. Чатурдаши (156—168°), 15 л.д. Пурнима (168—180°).

Расстояние между Солнцем и Луной в период Кришна пакши:
1л.д. (16-й) Пратипад (180—168°), 2 л.д. (17-й) Двитйа (168—156°), 3 л.д. (18-й) Тритйа (156—144°),
4 л.д. (19-й) Чатуртхи (144—132°), 5 л.д. (20-й) Панчами (132—120°), 6 л.д. (21-й) Шаштхи (120—108°),
7 л.д. (22-й) Саптами (108—96°), 8 л.д. (23-й) Аштами (96—84°), 9 л.д. (24-й) Навами (84—72°),
10 л.д. (25-й) Дашами (72—60°), 11 л.д. (26-й) Экадаши (60—48°), 12 л.д. (27-й) Двадаши (48—36°),
13 л.д. (28-й) Трайодаши (36—24°), 14 л.д. (29-й) Чатурдаши (24—12°), (30 л.д.) Амавасья (12—0°).

Хотя дни светлой и тёмной половины месяца имеют одно название (кроме 15-го дня - Полнолуния и Новолуния), однако, в общем, дни светлой половины месяца означают рост, сохранение, умножение, изобилие, а дни тёмной половины месяца означают уменьшение, конец. Первая и вторая четверть луны - как детство и юность, а третья и четвёртая четверть - как зрелость и старость.

В лунном месяце есть четыре особенных дня - это дни точных фаз: Новолуние (0°), Полнолуние (180°) и два промежуточных дня: 8 лунный день растущей луны (90°) и 8 (23-й) лунный день убывающей луны (90°). Это особенные дни, предназначенные для духовной практики, а не для мирских дел, (как и все точки стыков, перехода).

Эти узловые точки лунного цикла оказывают большое влияние на настроения людей, и они находятся в таком соответствии с узловыми точками солнечного цикла так:
Новолуние - Зимнее солнцестояние
Половина растущей луны (8 день) - Весеннее равноденствие
Полнолуние - Летнее солнцестояние
Половина убывающей луны (23 день) - Осеннее равноденствие

Эти соответствия - один из ключей для предсказания событий, выбора времени для определённого действия и это - важный ключ к тайнам лунных дней.
Эти узловые точки соответствуют 0 градусам Козерога, Овна, Рака, Весов, каждая четверть - по 90 градусов делится на 3 части по 30 градусов и каждая из этих частей находится в соответствии с определённым знаком Зодиака.

Также эти узловые точки лунного цикла находятся в соответствии с периодами дня, ведь день можно разделить на четыре четверти по 6 часов каждая:
Восход - Половина растущей луны
Полдень - Полнолуние
Заказ - Половина убывающей луны
Полночь - Новолуние

И ещё: один из важнейших ключей к пониманию мистерии лунного цикла заключается в том, что титхи находятся в соответствии с 14-ю Ману, которые правят в течение одного дня Брахмы.
За один день Брахмы сменяется 14 Ману, и время жизни и правления каждого из них ознаменовано определенными событиями. Жизнь Ману, обстоятельства рождения, правления, женитьба, родственники, потомки - это всё находится в соответсвии с тем эффектом, который даёт соответствующая ему титха.
Сведения о Ману - здесь, а также можно почерпнуть из Пуран, Шримад Бхагаватам, Махабхараты, Упанишад, др. Писаний,

Лунные сутки (титхи) на всей нашей планете начинаются одновременно (т.к. угловое расстояние между Луной и Солнцем считается относительно всей Земли), но по солнечному календарю — не обязательно в один и тот же день.

Каждый лунный день отражает основные изменения, в т.ч. и в физиологии человека; имеет свой символ, особую окраску и ритм. В каждый лунный день Писания рекомендуют определённое поведение. Мы ежемесячно проходим через все 30 лунных ритмов (14+14+Новолуние+Полнолуние).
А лунные сутки, во время которых был рождён человек, запечатлеваются в его личном ритме на всю жизнь. Характеристики людей, рождённых в определённые титхи (лунные дни), есть в книге "Джйотиш. Введение в индийскую астрологию" Р.Свобода и Х. Дефау.

9 лунный день (Навами) особо отмечен тем, что в этот день родился Рамачандра, 7-ая аватара бога Вишну, согласно Рамаяне, Махабхарате и др Писаниям.
Это произошло на 9-й день растущей луны месяца Чайтра (март—апрель), этот день называется Рама Навами (Чайтра Шудха Навами), отмечается как большой праздник победы света над тьмой, этот день также знаменует конец очень важного периода из 9 дней Весеннего Наваратри.

8 лунный день (Аштами) особо отмечен тем, что в этот день родился Кришна. Это произошло на 8-й день убывающей луны месяца Шравана (июль—август). Этот день называется Кришна Джанма Аштами.

В одиннадцатые лунные дни ЭКАДАШИ светлой и тёмной половины месяца рекомендуется молитва, пост (хотя бы отказаться от зерновых и бобовых).

Также пост, молитва рекомендуется в Шиваратри, 14-й день тёмной половины месяца (ночь перед новолунием, чатурдаши кришна пакша).

Луна считается пагубной, ущербной с 8-й титхи Кришна-пакши до 8-й титхи Шукла-пакши. Особенно слаба Луна в 14 и 15-й титхи (Чатурдаши и Амавасья) Кришна-пакши.

Парашара даёт такие названия титхи: 1 Нанди, 2 Бхадра, 3 Джая, 4 Рикта, 5 Пурна, 6 Маса, 7 Митра, 8 Махабала, 9 Уграсена, 10 Судханва, 11 Сунанда, 12 Яма, 13 Джая, 14 Угра, 15 Сиддхи.

При этом говорится, что 4, 6, 12, 14-ая дают неблагоприятные результаты, а вот Махабала может быть очень благоприятной или неблагоприятной. Остальные титхи - благоприятны, когда используются для благих целей :-)

Варахамихира группирует титхи так: подразделяя на пять групп – нанда, бхадра, джайа, рикта, пурна, каждая из этих групп повторяется через 5 дней:
Нанда ("радостный") - 01, 06, 11-й титхи
Бхадра ("благой") - 02, 07, 12-й
Джайа ("победный") - 03, 08, 13-й
Рикта ("пустой") - 04, 09, 14-й
Пурна ("полный") - 05, 10, 15-й
Названия - говорят сами за себя.

Говорится, что нанды - хороши для приятных занятий; бхадры хороши для начала лечения, назначения подчинённых, особенно караульных или присматривающих за чем-либо или кем-либо :-)
Джаи - хороши для начала дел, где нужно добиться успеха в конкуренции.
Рикты - дают плохой результат в силу небрежности, беспечности и ошибок, совершаемых в эти дни.
Пурны - дают хороший результат, когда совершается труд на общее благо, также они благоприятны для йоги, религиозных ритуалов и обетов (врат).

Варахамихира приводит имена владык титхи: 1 Нанди - Брахма, 2 Бхадра - Видхата, 3 Джая - Вишну, 4 Рикта - Яма, 5 Пурна - Чандра, 6 Маса - Шанмукха (про Шанмукху можно подробнее почитать в книге "Марс. Кумара"), 7 Митра - Индра, 8 Махабала - Васу, 9 Уграсена - Сарпа, 10 Судханва - Дхарма, 11 Сунанда - Рудра, 12 Яма - Адитья, 13 Джая - Манаматха, 14 Угра - Кали, 15 Сиддхи - Вишведэвы.

Светлая половина месяца (луна возрастает) — это день на планете предков.
Тёмная половина месяца (когда луна убывает) — это ночь предков.

Амавасья (Новолуние, 30 Лунный день по западной традиции) и Пурнима (Полнолуние, 15 Лунный день) - это особенные дни для духовных искателей. Считается, что духовная практика, выполненная в эти дни, оказывает намного большее влияние, чем обычно. Вибрации Амавасьи более близки мужской энергии, а вибрации Пурнимы более способствуют женщинам, если так можно сказать :-) Есть специальные посты, например, в полнолуние (Пурнима врата) - больше для женщин, для улучшения женской энергии, женственности, для гармонизации влияния Луны.

"Новолуние и Полнолуние создают огромное смешение в умах большинства, а тем, кто уже овладел собственными настроениями, они приносят необходимость и возможность переустроить вещи и лучше себя оснастить. В дни Полнолуния и Новолуния обычно советуют никому не предпринимать путешествий и не начинать какого-нибудь важного и долговременного дела.

Есть дни, в которые человеку стоит принять новую программу и понять её с точки зрения её уместности и своей годности для неё. Согласно Пуранам, в это время следует обновить свой контакт и возобновить своё взаимодействие с дэвами и питри, постоянно работающими внутри и вне нас. В эти два дня нужно узнать свой план на месяц. Потому эти дни называются парвами (узловыми точками, которые считаются святыми). "Мудрость небес. Ведические основы индийской астрологии).

Амавасья (Новолуние, 30 Лунный день) — это фаза Луны, при которой эклиптические долготы Солнца и Луны совпадают. То есть, Солнце, Луна и Земля находятся на одной прямой (причём Луна расположена между Землёй и Солнцем).
Во время Новолуния иногда происходит солнечное затмение.
В Новолуние месяца Карттика (октябрь-ноябрь) отмечают праздник огней Дипавали.
В Новолуние месяца Чайтра (март—апрель) начинается празднование Васанта Наваратри.
В Новолуние месяца Ашвин (сентябрь—октябрь) начинается празднование МахаНаваратри.
Во второе Новолуние после зимнего солнцестояния китайцы отмечают Новый год.

Амавасья буквально означает совместное проживание, в эту ночь новолуния Луна (Сома) и Солнце (Сурья) сходятся в одном "доме".
Начиная с Амавасьи начинается светлая половина (шукла пакша) лунного месяца. Считается, что в это время Луна накапливает амриту (напиток бессмертия); этот период связывается с благостным влиянием богов.

В Новолуние Луны на небе не видно. Это интровертный день, не благоприятен для материальных дел. Не рекомендуется в этот день отправляться в поездки, путешествия (какое же путешествие без лунного света).
Благоприятен - для духовных практик, аскезы, для дарения подарков, пожертвований (в благости, конечно), и в этот день, конечно же, хорошо бы попоститься :-), т.е. благоприятно то, что связано с внутренним миром человека, молиться, зажигать светильники, поститься, также есть рекомендации отдавать долги, завершать дела, проводить уборку.

Амавасья очень благоприятен для поминовения предков, проведения церемонии шраддха. В этот день можно почувствоать связь со своим родом, с предками, помочь очиститься им и, следовательно, себе, так как всё связано.

"Тот, кто совершает обряд шраддха, поминая предков в день Новолуния (Амавасья), особенно если это происходит во время солнечного затмения, тот несомненно достигнет великого воздаяния" («Из книги Библиотека журнала «Гауранга». ЭКАДАШИ. День Господа Хари. Перевод отдельных частей Пуран»).

Кроме специальных церемоний, описанных в Ведических писаниях, хорошо бы просто помянуть ушедших предков добрым словом, помолиться об их благе, поставить перед их фотографией светильник, прасад (пищу, приготовленную с любовью, молитвой и предложенную Богу; потом самим эту пищу есть не нужно, лучше отдать животным), заказать службу в церкви.

Считается, что в этот день души ушедших предков прибывают вблизи своих родственников. Если предки видят, что родственники помнят о них, то посылают свою поддержку. Когда мы поминаем ушедших добрым словом, то тем самым питаем их тонкое тело. Хорошее состояние предков благоприятно скажется на потомках. Но, если родственники плохо говорят об ушедших, то эта неблагоприятная энергия вернётся к потомкам. Не случайно ведь говорят: "о мёртвых либо хорошо либо ничего".

"День Новолуния — это “день без Луны”. Луна и её фазы представляют наш ум и его настроения. В Новолуние, в отсутствие Луны, ум и умонастроения — в низком ключе. Потому это благоприятный день для того, чтобы медитировать и переживать свет сознания души!" (П. Кумар. Меркурий. Алхимик").

Новолуние - это безлуние. Когда нет ума, то нет предметности. Тогда остаётся только субъектное.

"В Новолуние вы способны переживать чистое сознание, потому что ум поглощён в сознании, что символизирует отсутствие предметности — даже тела. Цель медитации тут — ощутить себя чистым сознанием, которое известно как Я есмь.

Обычно во сне мы не сознаём тела. Также у нас нет и окружающего объективного мира. Предметы исчезают во сне, потому что ум исчезает во сне. Исчезновение происходит в себя. Это состояние удаления из ума и чувств в себя. Но в медитации исчезают только чувства и ум, а сам остаёшься в полной осознанности. Эта осознанность, такое сознание называется сознанием Я.

Медитируя в день «безлуния» (Новолуния), учащийся медитации получает большую пользу" (П. Кумар. Меркурий. Алхимик")

Пурнима (полнолуние, 15 Лунный день) — это фаза Луны, при которой разность эклиптических долгот Солнца и Луны равна 180 градусам (причём Земля расположена между Луной и Солнцем). Во время полнолуния иногда происходит лунное затмение.
* В Полнолуние месяца Пхальгуна (февраль—март) отмечается праздник Холи, фестиваль красок.
* Полнолуния Тельца и Скорпиона очень важны. "В ведической традиции оба эти полнолуния в равной степени чтимы и используются для получения самого утончённого переживания света... Когда Солнце проходит по созвездию Рохини, через Глаз Быка оно получает Слово, которое проявляется на протяжении остатка года. Приём Слова и передача его нашей планете — вот какая происходит работа. В часы полнолуния, когда Солнце в Тельце, Луна находится в созвездии Вишакха, в Скорпионе. В день этого полнолуния (Вайшакха) происходит выравнивание между Глазом Быка (Рохини, Альдебаран), Солнцем в Тельце и Луной в Скорпионе, и через Луну Слово, исходящее из Глаза Быка, внедряется на Землю как План (план по подъёму человечества и общему способствованию эволюции планеты и её существ).
* Аналогичная драма совершается и в полнолуние Скорпиона, поскольку в это полнолуние на одной линии стоят Глаз Быка, Солнце в Скорпионе и Луна в Тельце" (Парвати Кумар. "Марс. Кумара").
* В Полнолуние Вайшакха (когда Солнце в созвездии Тельца, это месяц Вайшакха) родился Гаутама Будда, он также получил посвящение именно в это Полнолуние.
*В сатья югу, в день Маргаширша-пурнима (ноябрь-декабрь) родился йог Даттатрейя, как сын риши Атри и благочестивой матери Анасуи. Даттатрейя считается Учителем Шивы и совместным воплощением трех главных богов индуизма (Брахмы, Вишну и Шивы).

Во время Полнолуния на небе — полная луна, она проявляет себя максимально. Это экстравертный день, благоприятен для духовных практик.

С Пурнимы (полнолуния), начинается тёмная половина месяца (кришна пакша), считается, что в это время больше влияние предков.

В период Полнолуния повышается уровень чувствительности, восприимчивости, эмоции хотят выйти из-под контроля)
Благоприятны - духовные практики, пост. Зажжёный светильник, благовония помогут создать умиротворяющую обстановку.
В эти дни не рекомендуются усиленные физические нагрузки, операции (чревато кровотечением, так как в это время в организме максимальное количество жидкости).
Считается, что наибольшую силу Луна имеет в полнолуние месяца ашвина (сентябрь-октябрь), в это время луна находится наиболее близко к Земле. Чтобы напитаться энергией луны, ночь проводят под лунным светом. В это время проводится ведический праздник Шарада Пурнима (Коджаагари, букв. кто не спит) или Каумуди (лунный свет).
Считается, что Луна проливает Амриту на тех, кто не спит в эту ночь. Готовят прасад, сладкий рис, сладости.
С ночью Шарада Пурнимы связано множество легенд.
Считается, что именно в эту ночь родилась Лакшми, родился Картикея (предводитель войска богов), Кришна начал свой танец Раса Лилу с Радхой и гопи.

В светлую половину месяца Чандра (Луна) накапливает амриту, сому (божественный напиток), а во время тёмной половины месяца боги пьют этот напиток. Поэтому луна возрастает и убывает :-)

Также в Писаниях есть легенда о том, что у Чандры (Луны) было 27 жён (накшатр), дочерей праджапати Дакши. Самой любимой стала Рохини (звезда Альдебаран, в созвездии Тельца) и Чандра отдавал ей предпочтение, всё время находясь только рядом с ней. Другие жёны обиделись и пожаловались отцу. Дакша очень разгневался, проклял Чандру, наслал на него чахотку, от чего Чандра стал чахнуть, уменьшаться. Тогда жёны попросили отца уменьшить наказание, чтобы совсем не лишиться мужа) Дакша уменьшил, но полностью снять проклятие уже было нельзя. С того времени Луна стала уменьшаться и возрастать. Так Чандра поплатился своей красотой.

!Во время затмений:
В эти дни рекомендуются пост, молитва, чтение священных Писаний. Как всегда, хорошо слушать духовную музыку, повторять имена Бога. Подробнее: здесь:

Для размышления:
"Этот Праджапати - год, [он состоит] из шестнадцати частей. Его ночи - пятнадцать частей, неизменна его шестнадцатая часть. Благодаря ночам он и растёт, и уменьшается. В ночь новолуния он проникает этой шестнадцатой частью во всё, что одушевлено, и рождается на следующее утро. Поэтому из почтения к этому божеству в такую ночь нельзя пресекать дыхание у одушевлённого, будь то даже ящерица.
Поистине, человек, который знает это, - есть сам год. Праджапати из шестнадцати частей. Его имущество - пятнадцать частей, Атман - его шестнадцатая часть. Благодаря имуществу он и растёт, и уменьшается. Этот Атман - ступица колеса, имущество - обод колеса. Поэтому, когда [кто-нибудь] теряет всё, но его Атман живёт, то говорят, что он потерял обод колеса" (Брихадараньяка Упанишада 1.5.14-15).

"Дейсен указывает, что Нилаканта... ссылается на Брих. уп 1.5.11, где говорится, что Праджапати, подобно месяцу, состоит из 16 частей (14 ночей возрастания, 14 ночей убывания, 1 ночь новолуния,
1 ночь полнолуния). Шестнадцатая часть его неизменна (ночь новолуния); войдя этой (невидимой) частью во всё, обладающее дыханием, Праджапати на утро рождается как новый месяц. Пятнадцать частей принадлежат Праджапати как сменяющиеся, шестнадцатая же, всегда неизменная, невидимая (новолуние), есть его Атман. Неизменный Атман есть втулка, пятнадцать переменных частей - спицы колеса" (Комментарии Б.Л. Смирнова к Махабхарате (Нараяния)).

"Месяц - Сома - уже в глубокой древности ассоциировался с душой. Итак, в изменениях формы луны различалось 14 видов до и после полнолуния. Они парные и составляют как бы одно - прибавление и убыль принимают те же формы; пятнадцатая и шестнадцатая формы не парны или парны, но с обратным знаком: полнолуние есть полнота проявления, новолуние исключается как переходное звено в четырнадцать пар проявления. Форма новолуния не изменяется потому, что её нет, но, с другой стороны, это корень всех остальных проявленных форм, семя нового лунного цикла. Эти моменты и дали основание проводить анологию между новолунием и Атманом, который тоже незрим, свободный ото всяких форм, всех их порождает и пребывает неизменным, когда все формы изчезают" (Комментарии Б.Л. Смирнова к Махабхарате (Нараяния)).
"Новолуние - врата между внешним и внутренним человеком, в которых Луна действует как засов" (Комментарий Шатапатха Брахмана).
"Таким вот образом Солнце и Луна действует через те углы, под которыми они видны с земли как истинные символы субъектности и объектности в человеке. Новолуние и Полнолуние означают субъектное и объектное отражения внутреннего человека" (Э. Кришнамачарья. "Духовная астрология").

Статью подготовила: Наталья Дементьева
Книги Издательства Натальи Дементьевой

Выдержки из книг, ведические цитаты см в наших группах:
Интернет-магазин ПЧЕЛА - Духовный мёд - духовным искателям - ВКонтакте.
Царство Богини - Территория гармоничных женщин - ВКонтакте.
Наталья Дементьева - ВКонтакте.
ЭКОстиль. Vegatarian. Ведический календарь - Instagram.

Ведические фильмы
Ведические мультики
Открытки с цитатами из Писаний

Использованные источники:
Э. Кришнамачарья. "Мудрость небес. Ведические основы индийской астрологии".
Книги по Джйотиш,
Брихадараньяка упанишада,
Махабхарата Нараяния,
Мокшадхарма
Парвати Кумар. "Марс. Кумара".
Э. Кришнамачарья. "Ведическая астрология. Вводный курс".
П. Кумар. Меркурий. Алхимик".