На главную >>Ведический календарь
>>Экадаши >>4. Путрада ЭКАДАШИ
Экадаши 2020
История возникновения Экадаши; Результаты поста в Экадаши; Почему в Экадаши нельзя есть зерновые —
см. здесь
Вайкунтха экадаши
Виды постов смотрите —
здесь
Месяц пауша
Пауша пурнима
Накшатра Пушья
Полнолуние в Пушье, Тай Пусам Thaipusam
Экадаш Путрада
дающий сына / 11-й светлый лунный день января
Лунный календарь
Индийский календарь
Солнечно-лунный календарь
Путрада (Пауша шукла экадаши)
Экадаши
светлой половины
месяца
пауша
(декабрь-январь)
индийского календаря
"Путрада (Пауша шукла) — экадаши светлой половины месяца
пауша (декабрь-январь), 4-й экадаши года. Он приходит в месяце
пауша
и по календарю Пурнимант (месяцы начинаются от полнолуния), и по Амавасьянт (месяцы начинаются от новолуния).
Путра-да — дарующий сына. Пост на Путрада экадаши особенно показан
тем, кто собираются стать родителями или уже находятся в положении
беременности, чтобы она прошла благоприятно.
В году есть два Путрада
экадаши, один в месяце пауш, другой в противоположном ему месяце года,
шравана, оба Путрада экадаши приходят в светлую половину месяцев".
Из книги
Ведические праздники индийского календаря
В этой книге - также читайте про Вайкунтха экадаши, который приходит в этот же день, его отмечают по тамильскому солнечному календарю.
Считается, что в этот день открываются Небесные Врата — Вайкунтха Дварам.
А в славянской традиции 6 января приходит Водокрес, когда соединяются стихии огня и воды, когда Коляда-солнце уже достаточно окреп и
освещает воды своим светом. В этот день все воды земли обладают особыми целительными свойствами, омовение
в этот день в чистых открытых источниках очень благоприятно. Из-за сдвига календаря христиане отмечают этот день как Крещение 19 января,
но вся мистерия воды и света, мистерия очищения, возрождения происходит 6 января, в конце святочной недели, через 12 дней после Коляды, последнего дня
Зимнего солнцестояния.
В 2020 году на 6 января выпадает
Вайкунтха экадаши
который отмечают по тамильскому солнечному
календарю. Считается, что в этот день открываются Врата сварги, один из главных ритуалов дня - омовение!
Ближайшие даты Путрада (Пауша шукла) экадаши: 6 января 2020 г., 24 января 2021 г., 13 января 2022 г.
___________
4. Путрада экадаши (Пауша шукла экадаши)
Экадаши светлой половины месяца пауша (декабрь-январь)
Юдхиштхира Махараджа сказал: "О Господь, Ты так чудесно описал славу благословенного
Сапхала экадаши,
приходящего в тёмной половине месяца пауша (декабрь-январь).
Теперь же, пожалуйста, будь милостив ко мне и опиши
экадаши
светлой половины этого месяца
Как он называется и какому Божеству надо поклоняться в этот день?
О Пурушоттама, О Хришикеша, ожалуйста, поведай также мне, как доставить удовлетворение Тебе в этот день".
Господь Шри Кришна ответил: "О царь, для блага всех людей я расскажу тебе, как соблюдать пост в Пауша-шукла Экадаши. Как Я объяснил раньше, в Экадаши каждый должен придерживаться правил и предписаний, это касается также и Экадаши, именуемого Путрада, который разрушает все грехи и поднимает в духовную обитель.
В этот Экадаши поклоняются Шри Нараяне, всевышнему Господу и изначальной личности. Он исполняет все желания Своих искренних преданных и дарует им полное совершенство. Поэтому в трёх мирах среди движущихся и неподвижных существ нет лучшей личности, чем Господь Нараяна.
О царь, сейчас Я поведаю тебе историю Путрада Экадаши, который устраняет все грехи и делает человека прославленным и учёным.
Это было в царстве Бхадравати, которым правил царь Сукутуман. Его царицей была достойная Шайбья. Так как у него не было сына, он долгое время пребывал в беспокойстве, думая: "Если у меня нет сына, кто продолжит мою династию?" Таким образом, в религиозном умонастроении, он долго размышлял: "Куда мне пойти? Что мне делать? Как получить сына?" Ничто не радовало царя Сукутумана в его царстве, и вскоре он стал проводить все больше и больше времени вне дворца и жены, уныло размышляя только о том, как получить сына.
Итак, и царь Сукутуман, и царица Шайбья пребывали в великом беспокойстве. Даже когда они предлагали тарпана (подношение воды предкам), их семейное несчастье заставляло воспринимать её столь же непригодной для питья, как кипящая вода. Они думали о том, что у них нет потомков, которые предлагали бы им тарпану, когда они умрут. Царь и царица особенно огорчались, узнав, что их предки тревожатся тем, что вскоре некому будет предлагать им тарпану.
Узнав о несчастии своих предков, царь и царица страдали все больше и больше. Ни министры, ни друзья, ни даже любимые люди не могли их утешить. Царю были не милы ни слоны, ни кони, ни пехота; в конце концов он стал практически бездеятельным и беспомощным.
Царь думал: "Говорят, что без сына брак бесполезен. И сердца, и великолепный дом семейного человека, не имеющего сына, остаются пустыми и жалкими. Лишённый сына, он не может отдать долг предкам, полубогам и другим людям. Поэтому каждый семейный человек должен стараться иметь сына. Так он станет прославляем в мире, а впоследствии достигнет небесной обители.
Сын — доказательство благочестивой деятельности, совершаемой человеком в сотне прошлых жизней: такой человек получает долгую жизнь в этом мире, хорошее здоровье и достаток. Обретение в этой жизни сыновей и внуков свидетельствует о поклонении в прошлом Господу Вишну, Верховной Личности Бога. Великое благословение сыновьями, богатством и острым умом можно получить лишь поклонением Всевышнему Господу, Шри Кришне. Так я считаю".
Думая так, царь не находил покоя. Он пребывал в беспокойстве день и ночь, с утра до вечера. С самого вечера, когда он ложился спать, и до восхода солнца, его сон был полон великого беспокойства. Непрерывно страдая от тревоги и беспокойства, царь Сукутуман решил было самоубийством положить конец страданиям. Но осознав, что самоубийство ведёт к последующему рождению в адских условиях, он отбросил эту мысль. Видя, что всепоглощающим беспокойством он постепенно разрушает себя, царь оседлал коня и один поехал в густой лес. Никто во дворце, даже священники и брахманы, не знали, куда он отправился.
В том лесу, населённом птицами, оленями и другими зверями, царь Сукутуман бесцельно бродил, замечая различные деревья и кусты: фиги, плоды бела, финики, пальмы, бакулу, саптапарну, тиндуку и тилаку, а также деревья шалы, талы, тамады, сарлы, хинготы, арджуны, лабхеры, бахеды, саллаки, каронды, паталы, кхайры, шаки и палаши. Всё было чудесно украшено плодами и цветами. Он близко видел оленя, тигров, дикого кабана, львов, обезьян, змей, огромных слонов, слоних со слонятами и четырёхбивневых слонов с супругами. Там были коровы, шакалы, кролики, леопарды и бегемоты. Видя всех этих зверей, окружённых самками и отпрысками, царь вспомнил свой зверинец, особенно дворцовых слонов, и так опечалился, что рассеянно подошёл очень близко к зверям.
Вдруг царь услышал вдалеке завывание шакала. Испугавшись, он стал бродить вокруг, озираясь по сторонам. Вскоре настал полдень и царь начал уставать. Его измучили голод и жажда. Он подумал: "Какой грех мог я совершить, что сейчас вынужден так страдать от горящего и пересохшего горла? Я угождал полубогам многочисленными огненными жертвоприношениями и богатым преданным служением. Я приносил из милости много даров и очень вкусных лакомств всем достойным брахманам. И я заботился о своих подданных, как о своих собственных детях. Почему я так страдаю? Какой неизвестный греховный поступок стал мучить меня на этом ужасном пути?"
Погружённый в эти мысли, царь Сукутуман брёл вперёд и, возможно, благодаря своим благочестивым поступкам он натолкнулся на красивый пруд, который был похож на знаменитое озеро Манасаровар. Он был заполнен обитателями, включая крокодилов и множество разнообразных рыб и украшен лилиями. Прекрасные лотосы распустились на солнце; лебеди, журавли и утки счастливо плавали в воде. Поблизости было множество привлекательных ашрамов, где жило много святых и мудрецов, которые выполняли желания всякого. Они желали добра каждому человеку. Когда царь увидел всё это, его правая рука и глаз начали трепетать, - знак того, что должно произойти что-нибудь благоприятное. Как только царь сошёл со своего коня и встал перед мудрецами, сидевшими на берегу пруда, он увидел, что они воспевали святые имена Бога на чётках. Царь почтительно поклонился и, соединив ладони, прославил их. Он был очень рад находиться в их обществе. Предложив поклоны, царь представился им. Мудрецы сказали: "Мы очень рады тебе, о царь. Пожалуйста, скажи нам, почему ты пришёл сюда? Что у тебя на душе? Скажи нам, чего ты хочешь?"
Царь отвечал: "О великие мудрецы, кто вы? Как зовут вас, о святые? Почему вы пришли в это прекрасное место? Пожалуйста, скажите мне что-нибудь".
Мудрецы отвечали: "О царь, мы Вишведевы(1). Мы пришли сюда, к этому прелестному пруду, чтобы искупаться. Через пять дней наступит месяц магха, а сегодня известный Путрада Экадаши. Тот, кто желает сына, должен строго соблюдать этот Экадаши"(2).
Царь сказал: "Я очень хочу иметь сына. Пожалуйста, великие мудрецы, будьте так добры, подарите мне хорошего сына".
"Истинное значение Путрады, - отвечали мудрецы. - в том, что он даёт сына", итак, пожалуйста, полностью соблюдай пост в этот день Экадаши. Если ты будешь делать это, тогда с нашего благословения - и по милости Господа Кешавы - ты, несомненно, получишь сына".
По совету Вишведевов царь соблюдал этот благоприятный пост в день Путрада Экадаши согласно всем установленным правилам и предписаниям, а на двадаши, прервав пост, он вновь и вновь почтительно предлагал свои поклоны всем мудрецам.
Вскоре после того, как Сукутуман вернулся в свой дворец, царица Шайбья забеременела, и точно так, как предсказали Вишведевы, у них родился солнцеликий, прекрасный сын. В своё время он стал известен как принц-герой, и царь с радостью оказал своему благородному сыну милость, сделав его своим наследником. Сын Сукутумана очень добросовестно заботился о своих подданных, словно они были его собственными детьми.
Итак, О Юдхиштхира, тому, кто хочет исполнения желаний, следует строго соблюдать Путрада Экадаши. Тот, кто, находясь на этой планете, строго соблюдает этот Экадаши, несомненно, получит сына, и после смерти он достигнет освобождения.
Всякий, кто хотя бы читает или слушает о славе Путрада Экадаши, получит благо, равное жертвоприношению коня. То, что я объяснил тебе, является благом для всего человечества.
Так заканчивается повествование о славе Паушашукла Экадаши, или Путрада Экадаши, из Бхавишья Пураны.
Примечания:
1. Десять Вишведевов, сыновей Вишвы: Васу, Сатья, Краду. Дакша. Кала, Кама, Дхрити, Пурурава, Мадрава и Куру.
2. Слово "сын" на санскрите "путра" . Пу - название части ада, а тра означает "избавлять". Таким образом, слово "путра" означает "тот, кто избавляет от ада под названием Пу". Поэтому каждому женатому человеку следует производить на свет самое меньшее одного сына и должным образом воспитать его; тогда отец будет освобождён от адских условий жизни. Но это предписание не относится к истинным преданным Господа Вишну или Кришны, так как Господь становится их сыном, отцом и матерью.
Дальше Чанакйа Пандит говорит: "Истина - это моя мать, знания - мой отец, мой профессиональный долг - это мой брат, спокойствие - моя жена, а всепрощение - мой сын. Эти шестеро - члены моей семьи". Среди двадцати шести главных свойств поклоняющихся Господу всепрощение - самое важное. Поэтому преданному следует всеми силами стараться развивать это качество. Здесь Чанакйа говорит: "Всепрощение – мой сын", - и таким образом преданный Господа, даже если он живёт в отречении, может соблюдать Путрада Экадаши и молить об обретении такого "сына".
(«Из книги Библиотека журнала «Гауранга». ЭКАДАШИ. День Господа Хари. Перевод отдельных частей Пуран»).
|