Добро пожаловать

ИЗДАТЕЛЬСТВО ведической литературы


СОЛНЦЕ. ТО Я ЕСМЬ


УРАН.
Алхимик нашей эпохи


290 руб.


Подарочный
ЕЖЕДНЕВНИК.
ведические цитаты


360 руб.


Сатурн. Путь
к систематическому росту

3-е издание

200 руб.


Марс. Кумара


Венера.
Путь к бессмертию


260 руб.


Юпитер.
Путь расширения


220 руб.


Меркурий. Алхимик

240 руб.


Целительство
новой эры

2-е издание

190 руб.


Мудрость небес. Ведические основы индийской астрологии
2-е издание

220 руб.


Йога здоровья.
Секреты
древних мудрецов

2-е издание

180 руб.


Йога питания
Секреты
древних мудрецов

4-е издание
дополненное


160 руб.


Астрологические притчи


36 лет и 72 года: важный и переломный возраст
Автор: Рао К. Н.


Шатпанчашика. Метод предсказаний, основанный на времени задания вопроса
Автор: Притхуяшас
Перевод с санскрита


Планеты, братья и сестры. Новые исследования
Автор: Рао К. Н.


Коррективные средства ведической астрологии
Автор: Санджай Ратх



Прашна-тантра.
Наука о приметах




Наука о приметах
или что хочет сказать
нам судьба



Аюрведа для детей


Махабхарата. Заключительные книги XV-XVIII


Книга о Карне (Карнапарва)


Как встретишь день рождения, так и весь год проведешь


Ведическая архитектура Васту


Шатапатха-брахмана


Ригведа


Артхашастра Каутильи


На главную >>Экадаши >>24. ХАРИБОДХИНИ ЭКАДАШИ

Что такое Экадаши
а также:
Календарь Экадаши;
История возникновения Экадаши;
Результаты поста в Экадаши;
Почему в Экадаши нельзя есть зерновые — см. здесь

24. ХАРИБОДХИНИ (Папахарини) ЭКАДАШИ

ХАРИБОДХИНИ ЭКАДАШИ приходит в светлую половину месяца картика (октябрь—ноябрь).

«Господь Брахма сказал Нараде Муни: „Дорогой сын, о лучший из мудрецов, я поведаю тебе о славе Харибодхини Экадаши, уничтожающего все грехи и дарующего великое благо и высшее освобождение тем мудрым людям, которые предаются Всевышнему Господу.

О лучший среди брахманов, благо, достигаемое омовением в Ганге, имеет значение лишь до тех пор, пока не наступит Харибодхини Экадаши. Этот Экадаши, который приходится на светлую половину месяца картика, очищает намного сильнее, чем омовение в океане и в местах паломничества. Этот священный Экадаши более могуществен в уничтожении грехов, чем 1000 жертвоприношений Ашвамедха и сто жертвоприношений Раджасуйя".

Нарада Муни, мудрец среди полубогов, спросил: „О отец, будь добр, опиши, какие качества можно обрести, если поститься в Экадаши весь день или же, избегая зернобобовых, поесть один раз — вечером либо в середине дня.

Господь Брахма ответил: "Если человек ест в Экадаши только один раз в полдень, то уничтожаются грехи его предыдущего рождения; если он только ужинает, то уходят грехи, приобретённые в двух предыдущих рождениях; а если он ничего не ест, то уничтожаются грехи, накопленные им за семь предыдущих жизней.

О сын, человек, строго соблюдающий Харибодхини Экадаши, будет обладать тем, чего трудно достичь в этих трёх мирах. Если тот, чьи грехи сравнимы с горой Сумеру, будет просто соблюдать пост в Папахарини, или Харибодхини, Экадаши, он полностью избавится от них. Грехи, накопленные человеком за тысячи предыдущих рождений, сгорают дотла, если он не только постится, но и бодрствует ночью в Экадаши; так сгорает гора хлопка, если поднести к ней фитиль.

Если человек, строго соблюдающий этот пост, совершит в этот день хотя бы небольшое благое дело, следуя правилам и предписаниям, он обретёт благо, равное горе Сумеру. Однако человек, не следующий указанным в Священных писаниях правилам, не получит никакого блага, даже если его благие дела будут равны горе Сумеру.

Тот, кто не воспевает мантру гаятри три раза в день, кто пренебрегает постом, не верит в Бога, критикует Священные писания, кто думает, что Веды несут только разрушение тому, кто им следует, кто тешится с чужой женой, кто крайне глуп и нечестив, кто не ценит оказанную ему услугу, кто обманывает других - такой человек, о сын, никогда не сможет с успехом совершать какую-либо религиозную деятельность. Будь он брахманом или шудрой, но если он наслаждается с чужой женой, особенно с женой дваждырождённого, то он не лучше собакоеда1.

О мудрейший, любой брахман, который наслаждается сексом с вдовой или женой другого брахмана, несёт разрушение себе и своей семье. Любой брахман, наслаждающийся недозволенным сексом, не будет иметь детей в следующей жизни, и все обретённые им благословения обратятся в руины. Человек, непочтительный к дваждырождённому брахману и к духовному учителю, перестаёт расти духовно и лишает благополучия своих детей.

Вот три типа людей, действующих себе во вред: аморальные, наслаждающиеся сексом с женой собакоеда, удовлетворённые общением с негодяями. Общающийся с греховодниками и посещающий без духовной цели их дома попадёт в обитель Ямараджи, правителя смерти. И если кто-то ест в таком доме в этот день, то обретённое им благо пропадает, что скажется на его судьбе, повлияет на продолжительность жизни и отразится на детях.

Любой греховный негодяй, оскорбивший святого человека, быстро утратит религиозность, экономическое благополучие, чувственное удовлетворение и в конце концов сгорит в огне ада. Каждый, кто оскорбляет святых или не прерывает тех, кто оскорбляет их, считается не лучше осла. Этот глупец ещё при жизни увидит гибель своей династии.

Человек с нечистым характером, негодяй и мошенник, тот, кто всегда придирается к другим, не достигнет после смерти высшей цели, даже если он постоянно раздаёт милостыню или совершает другие благочестивые поступки. Поэтому каждый должен воздерживаться от совершения неблагоприятных действий и совершать только благочестивые поступки, с помощью которых он достигнет совершенства и избежит страданий.

Однако тот, кто постится в Харибодхини Экадаши, стирает этим грехи ста предыдущих жизней, а тот, кто не только постится, но и бодрствует всю ночь в Экадаши, обретёт безграничное благо и после смерти отправится в высшую обитель Господа Вишну, и 10 000 его родственников, родных и близких также последуют в Верховное царство. Даже если его предки много грешили и за это страдают в аду, то и тогда они получат великолепно украшенные духовные тела и счастливо последуют в обитель Вишну.

О Нарада, даже тот, кто повинен в гнусном грехе — убийстве брахмана, освобождается от мерзких черт своего характера, постясь в Харибодхини Экадаши и бодрствуя ночью. Благо, которое нельзя обрести омовением во всех местах паломничества, жертвоприношением коня, раздачей в милостыню коров, золота и плодородных земель, может быть достигнуто, если в этот священный день соблюдать пост и бодрствовать всю ночь.

Каждый, кто соблюдает Харибодхини Экадаши, обладает высоким сознанием; он прославит свою династию. Смерть неизбежна, поэтому и потеря имущества также неизбежна. Зная об этом, о лучший из мудрецов, каждый должен соблюдать пост в день Шри Харибодхини Экадаши, который так дорог Господу Хари. Места паломничества всех трёх миров приходят в дом человека, постящегося в Экадаши. Поэтому, чтобы удовлетворить Господа, держащего в Своей руке диск, каждый, предавшись Господу, должен исполнять все предписания и соблюдать пост в Экадаши.

Того, кто постится в день Харибодхини, считают мудрецом, подлинным йогом, аскетом, человеком, всегда управляющим своими чувствами. Только он наслаждается в этом мире совершенным образом и несомненно достигнет освобождения. Этот Экадаши очень дорог Господу Вишну, поэтому он является самой сутью религиозности.

Соблюдение Экадаши дарует наивысшие награды во всех трёх мирах.

О Нарададжи, тому, кто постится в Экадаши, никогда больше не придётся рождаться. Поэтому в этот Экадаши исполненные веры преданные Всевышнего Господа, оставив все виды религий, просто предаются посту. Если человек постится в Экадаши, бодрствуя всю ночь , Всевышний Господь, Шри Говинда, лично уничтожает последствия грехов этой души, которые она совершила действиями ума, тела и слов.

О сын, каждый совершающий омовение в местах паломничества, раздающий милостыню, воспевающий святые имена Всевышнего Господа, подвергающий себя аскезе и совершающий жертвоприношения Богу в день Харибодхини Экадаши, обретёт вечное благо. Преданный, который в этот день поклоняется Господу Мадхаве, украшенному великолепным убранством, освободится от тяжких грехов ста предыдущих жизней. Человек, соблюдающий этот пост и правильно поклоняющийся Господу Вишну, избегнет величайшей опасности.

Харибодхини Экадаши доставляет такую радость Господу Джанардане, что Он забирает соблюдающего этот пост человека обратно в Свою обитель. Тот, кто желает красоты и счастья, должен стараться почитать Харибодхини Экадаши , особенно если он выпадает на двадаши. Грехи ста предыдущих рождений, грехи, приобретённые в детстве, молодости и старости, независимо от того, „сухие" они или „мокрые", уничтожаются Всевышним Господом Говиндой, если человек с преданностью постится в Харибодхини Экадаши2.

Харибодхини Экадаши — лучший из дней. Дня того, кто постится в этот день, нет ничего недосягаемого в мире, ибо Экадаши дарует изобилие зерна, отменное благополучие и высшее благо, а также избавляет от всех грехов. Пост в этот Экадаши в тысячу раз лучше, чем раздача милостыни в день солнечного или лунного затмения.

Вновь говорю тебе, о Нарададжи, что любое благо, обретённое омовением в местах паломничества, раздачей милостыни, воспеванием джапы, цитированием ведических мантр, совершением жертвоприношений и изучением Вед, является лишь одной десятимиллионной частью награды человека, который всего раз постился в Харибодхини Экадаши.

Всё благо, которого можно достичь в жизни путём благочестивой деятельности, будет совершенно бесполезно, если не соблюдать пост в Экадаши и не поклоняться Господу Вишну в месяц Картика. Поэтому, о Нарада, ты должен всегда поклоняться Всевышнему Господу, Джанардане, и служить Ему. Этим ты достигнешь желаемой цели — высшего совершенства.

В Харибодхини Экадаши преданный Господа не должен есть в чужом доме и не должен есть пищу, приготовленную непреданными. Если он не придерживается этого, то достигает лишь блага, равного полученному от поста в полнолуние.

В месяц Картика философские обсуждения священных писаний доставляют Шри Вишну больше удовлетворения, чем дарение слона, лошадей или совершение дорогих жертвоприношений. Тот, кто воспевает или слушает описание качеств и игр Господа Вишну — хотя бы полстиха или даже четверть стиха — обретает то же благо, что и подаривший брахману сто коров.

О Нарада, в месяц Картика надо оставить все виды обычной деятельности и посвятить всё своё время и энергию, особенно во время поста, обсуждению трансцендентных игр Всевышнего Господа. Такое прославление Шри Хари в Экадаши, столь дорогой Господу день, дарует освобождение ста предыдущим поколениям. Каждый, кто проводит своё время, наслаждаясь этими обсуждениями, особенно в месяц Картика, достигает результатов, сравнимых с совершением десяти тысяч жертвоприношений, и сжигает все свои грехи дотла.

Слушающий возвышенные повествования о Господе Вишну, особенно в месяц Картика, автоматически обретает то же благо, что и жертвующий сто коров. О великий мудрец, человек, воспевающий славу Господу Хари в Экадаши, обретает то же благо, что и жертвующий семь островов".

Нарада Муни спросил своего прославленного отца: „О господин всех, о лучший из полубогов, пожалуйста, расскажи мне, как соблюдать этот священный Экадаши. Какова награда за это человеку, исполненному веры?"

Господь Брахма отвечал: „О сын, желающий соблюдать этот Экадаши, должен встать рано утром в период Брахма мухурты (промежуток времени между 1,5 часами и 50 минутами до восхода солнца). Он должен почистить зубы и совершить омовение в озере, реке, бассейне, источнике или в своём доме, как позволяют обстоятельства. После поклонения Господу Шри Кешаве следует с великим вниманием слушать священные писания Господа. Преданный должен так молиться Господу: „О Господь Кешава, я буду поститься в этот день, который так дорог Тебе, а завтра буду прославлять Твой священный прасадам. О лотосоокий Господь, о Непогрешимый, Ты — моё единственное убежище. Милостиво защити меня".

Произнеся перед Господом с великой любовью и преданностью эту торжественную молитву , необходимо строго соблюдать пост. О Нарада, тот, кто будет бодрствовать всю ночь на Экадаши, петь прекрасные песни, прославляя Господа, танцевать в экстазе, исполнять на инструментах великолепную музыку для Его трансцендентного удовольствия и рассказывать об играх Господа Кришны, как описаны они в совершенных ведических Писаниях, — такой человек, несомненно, достигнет внеземного, духовного царства Бога, находящегося далеко за пределами трёх миров.

В Харибодхини Экадаши следует поклоняться Шри Кришне камфорой, плодами и благоухающими цветами, особенно жёлтыми цветами агару. В этот особенный день нельзя занимать своё внимание меркантильными интересами. Другими словами, жадность следует заменить благотворительностью. Таков путь превращения потерь в несметные блага. Следует предлагать Господу разнообразные плоды и омывать Его водой из раковины. Такая практика преданности, осуществляемая в Харибодхини Экадаши, в десять миллионов раз благоприятнее, чем совершение омовений в местах паломничества и чем все формы благотворительности.

Сам Господь Индра складывает ладони и выражает почтение преданному, который в этот день поклоняется Господу Джанардане свежими цветами агастья. Всевышний Господь Хари очень доволен, если Его украшают прекрасными цветами агастья. О Нарада, я даю освобождение каждому, кто преданно поклоняется Господу Кришне в Экадаши месяца Картика листьями дерева бел. А у того, кто поклоняется Господу Джанардане свежими листьями туласи и ароматными цветами в течение всего месяца, я лично, о сын, сжигаю дотла все грехи десяти тысяч жизней.

Кто просто смотрит на Туласи Махарани, касается её, медитирует на неё, рассказывает её историю, выражает ей почтение, молит её о милости, растит её, поклоняется ей, поливает её, тот будет вечно жить в обители Господа Хари. О Нарада, тот, кто служит Туласи деви этими девятью способами, достигнет счастья в высшем мире, которое будет длиться столько тысяч юг, сколько корней и ветвей у взрослого растения туласи.

Когда зрелое растение туласи даст семена, из них вырастет много новых растений, они зацветут и также дадут множество семян. Предки каждого, кто служит Туласи этими девятью способами, будут жить в обители Господа Хари в течение стольких тысяч калып, сколько семян дадут все эти растения3.

Тот, кто поклоняется Господу Кешаве цветами кадамба, которые очень нравятся Господу, получит Его милость и никогда не увидит обители Ямараджи, олицетворенной смерти. Какая же польза тогда в каком-либо другом поклонении, если все желания могут быть исполнены удовлетворением Господа Хари? Так, преданный, подносящий Ему цветы бакула, ашока и патапи, освободится от горестей и страданий на то время, которое существуют во вселенной Солнце и Луна, и в конце концов он достигнет освобождения. О лучший из брахманов, преданный, подносящий Господу Джаганнатхе цветы каннера, получает столько милости, сколько можно обрести поклонением Господу Кешаве в течение четырех юг.

Подносящий Шри Кришне в месяц Картика цветы и бутоны (манджари) туласи получит большее благо, чем даруемое от пожертвования десяти миллионов коров4. Даже поднесение с преданностью свежих стеблей травы даст в сто раз большее благословение, чем обычное ритуальное поклонение Всевышнему Господу.

Поклоняющийся Господу Вишну листьями дерева семика, освобождается из сетей Ямараджи, царя смерти. Поклоняющийся Вишну в сезон дождей цветами чампака и жасмина никогда не вернётся опять на землю. Поднесший Господу только один цветок кумбхи обретает тот же дар, что и от пожертвования палы (200 грамм) золота. Если преданный подносит один жёлтый цветок кетаки — яблони, дерева Господа Вишну, сидящего на Гаруде, то он освобождается от грехов десяти миллионов рождений. Более того, каждый, кто предложит Господу Джаганнатхе цветы, а также сто листьев с нанесённой на них жёлтой и красной сандаловой пастой, обязательно попадёт на Шветадвипу, расположенную далеко за пределами материального мира.

Далее, о величайший из брахманов, Шри Нарада, после поклонения Господу Кешаве, дарующему материальное и духовное счастье в Харибодхини Экадаши, на следующий день следует рано встать, совершить омовение в реке, повторить джапу5, святые имена Кришны, и приступить к любовному преданному служению Господу дома, по возможности наилучшим образом. Перед тем, как прервать пост, преданный должен предложить прасадам брахманам, и только после этого, с их позволения, он может съесть что-нибудь зерновое. Затем, чтобы доставить удовольствие Всевышнему Господу, преданный должен провести поклонение своему духовному учителю, чистейшему из преданных Господа, предложив ему, в соответствии со своими возможностями, роскошную пищу, наилучшую одежду, золото и коров. Это, безусловно, доставит удовольствие Всевышнему Господу.

Затем поклоняющийся должен подарить брахману корову, а если он пренебрегал некоторыми правилами и регулирующими принципами в духовной жизни, то он должен исповедаться в этом брахману, преданному Господа. После этого следует поднести брахману дакшну (пожертвование). О царь, тот, кто ужинал в Экадаши, должен на следующий день накормить брахмана. Это доставит большое удовольствие Верховной Личности Бога.

О сын, если человек постился без позволения своего священника или если женщина постилась без позволения мужа, то им следует пожертвовать брахману быка. Мёд и йогурт — также подходящие подарки брахману. Тот, кто ел в Экадаши только фрукты, должен на следующий день пожертвовать фрукты. Тот, кто употреблял только масло, должен пожертвовать гхи; тот, кто постился, не употребляя зерновых, должен пожертвовать рис; тот, кто спал на полу, должен пожертвовать кровать со стёганным одеялом; тот, кто ел на тарелке из листа, должен пожертвовать горшок с топлёным маслом; тот, кто молчал, должен пожертвовать колокольчик; тот, кто не употреблял кунжут, должен пожертвовать золото и накормить двух брахманов роскошной пищей.

Человек, который хочет предотвратить облысение, должен подарить брахману зеркало; тот, кто имеет поношенные ботинки, должен подарить брахману башмаки; тот, кто постился, не употребляя соли, должен пожертвовать брахману немного сахара. И в течение всего месяца каждый должен регулярно предлагать в храме Господу Вишну или Шримати Туласи деви светильник на гхи.

Пост в Экадаши достигнет совершенства, если пожертвовать достойном брахману золотой или медный горшок, наполненный гхи или фитилями, пропитанными гхи, вместе с восемью горшками, заполненными золотом, покрытыми тканями. Тот, кто не в состоянии делать таких подарков, должен сказать брахману несколько добрых слов. Поступающий так несомненно получит полное благословение поста в Экадаши.

Выразив своё почтение и получив разрешение, преданный должен поесть. Этот Экадаши завершает Чатурмасью, и то, от чего воздерживались в Чатурмасью, должно быть пожертвовано брахманам. О царь царей, тот, кто придерживается Чатурмасьи, получит неисчислимые блага и после смерти попадёт в обитель Господа Васудевы. О царь, каждый, кто в полной мере соблюдает Чатурмасью без перерыва, достигнет вечного счастья и не будет больше рождаться.

Итак, я поведал тебе совершенный путь соблюдения Харибодхини Экадаши. Каждый, кто читает и слушает об этом Экадаши, обретает благо, равное благу от пожертвования коров достойному брахману".

Так заканчивается повествование о славе Картика-шукла Экадаши, известного также как Харибодхини Экадаши, или Папахарини Экадаши, из Сканда Пураны.

Примечания.
1. В Ведах говорится: "Кто ест в доме шудры, заводит друзей среди шудр, спит с женщинами шудр, тот уже в этой жизни стал шудрой. Следующие сто его рождений будут в домах собакоедов".
2. В Падма Пуране сказано: "Если человек грешит осознанно, в расчёте на силу воспевания святых имён Господа, то нет для него пути к очищению". Грехи, накопленные сознательно, называются "мокрыми", тогда как накопленные неосознанно называются "сухими". Здесь Господь Брахма говорит, что, соблюдая Харибодхини Экадаши, можно избавиться от всех грехов — как "мокрых", так и "сухих".
3. Одна кальпа, состоящая из 12 часов Господа Брахмы, длится 4 320 000 000 лет. Господь Кришна говорит в "Бхагавадгите" [8.21) „Место, из которого, однажды достигнув его, человек никогда не возвращается, есть Моя высшая обитель". Следовательно, в течение того миллиарда кальп, когда преданный пребывает в обители Господа Вишну, он, совершая преданное служение, обретает возможность остаться там навечно.
4. Манджари, подносимые Господу, должны быть только что сорванными и очень мягкими. Несвежие, твёрдые манджари не следует предлагать Господу.
5. В "Бхагавад-гите" [10.25J Господь Кришна говорит: „Из жертвоприношений Я — воспевание святых имён (джапа)". («Из книги Библиотека журнала «Гауранга». ЭКАДАШИ. День Господа Хари. Перевод отдельных частей Пуран»).

Всем духовным искателям успешного Харибодхини Экадаши!


Сута Госвами сказал: «В году двенадцать месяцев и в каждом месяце два Экадаши.
Таким образом, в году 24 Экадаши и в высокосном году ещё два Экадаши.
О великие святые, пожалуйста, внимательно слушайте, как я возвещу вам имена этих благоприятных дней:

1. Утпанна
2. Мокшада
3. Сапхала
4. Путрада
5. Сат-тила
6. Джая
7. Виджая
8. Амалаки
9. Папамочани
10. Камада
11. Варутхини
12. Мохини
13. Апара
14.Нирджала
15. Йогини
16. Падма (Девашаяни)
17. Камика
18. Путрада
19. Аджа
20. Паривартини
21. Индира
22. Пашанкуша
23. Рама
24. Харибодхини (Девоттхани)

Два дополнительных Экадаши в высокосном году называются Падмини и Парама

Статью подготовила: Наталья Дементьева
Книги Издательства Натальи Дементьевой

Выдержки из книг, ведические цитаты см в наших группах:
Интернет-магазин ПЧЕЛА - Духовный мёд - духовным искателям - ВКонтакте.
Царство Богини - Территория гармоничных женщин - ВКонтакте.
Наталья Дементьева - ВКонтакте.
ЭКОстиль. Vegatarian. Ведический календарь - Instagram.

Ведические фильмы
Ведические мультики
Открытки с цитатами из Писаний

Ведический
календарь


ПЧЕЛА
ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН
для духовных
искателей



Ведические книги

Махабхарата, Рамаяна
Пураны
Бхагавад Гита
Упанишады
Джйотиш. Васту
АюрВеда
Ведическая кулинария
Детям

Аюрведические товары

Специи, масла


Шкатулка ОМ,
из мыльного камня
подставка под благовония



Индийская средневековая повествовательная проза Лучшие индийские сказания. Наука разумного поведения


Сказки народов Индии


Боги, демоны и другие. Важнейшие индийские сказания


Руслан Нарушевич.
12 аспектов семейной жизни



Сомадева
Необычайные похождения царевича Нараваханадатты


Тактично о сокровенном, или Камасутра без ГМО


Новинка!
12 шагов к согласию и успеху
Автор: Нарушевич Р.



Изобилие женщины



Четыре цели
семейной жизни

Марина Таргакова


Искусство взаимоотношений
Марина Таргакова


Руслан Нарушевич.
Мамам и папам
детей с небес



Домашние средства Аюрведы


Аюрведа и ум:
аюрведическая психотерапия


Джйотиш. Введение в индийскую астрологию


Астрология провидцев


Аюрведическая астрология


Аюрведическая кулинария


Брихат Парашара Хора Шастра


Волшебная педагогика
В.О. Рузов


Женская магия
Марина Таргакова


Откуда берутся и куда исчезают деньги


Джатака-Бхаранам


Вкус любви


Ведическая кулинария для современных хозяек


© www.chela.ru
Web-design Наталья Дементьева, 2010—2017