ИЗДАТЕЛЬСТВО
ведической литературы
НОВИНКА! Медитации эпохи Водолея. Ключевые точки годового цикла ![]() Ведические праздники
Индивидуальные космические часы
Звездные ориентиры накшатры Ардра
Звездные ориентиры накшатры Пушья
Арудра даршан. Полнолуние в накшатре Ардра
Йогатары накшатр Мригашира и Ардра / Звезда Сириус / Мифология Мригаширы
ЛУНА: Ключ
СОЛНЦЕ.
ТО Я ЕСМЬ Уран Венера. Меркурий. Алхимик
Что запоминать, Мудрость небес.
Ведические основы индийской астрологии Юпитер. Сатурн. Путь Накшатры Рохини-Вишакха Тай Пусам. Полнолуние в накшатре Пушья Картикай Дипам Магха амавасья Новолуние и амавасья Шаттила экадаши. Кунжутный пост. Свойства кунжута, рецепты Пауша пурнима На главную >>Экадаши >>24. ХАРИБОДХИНИ ЭКАДАШИ
24. ХАРИБОДХИНИ (Папахарини) ЭКАДАШИ ХАРИБОДХИНИ ЭКАДАШИ приходит в светлую половину месяца картика (октябрь—ноябрь).
«Господь Брахма сказал Нараде Муни: „Дорогой сын, о лучший из мудрецов, я поведаю тебе о славе Харибодхини Экадаши, уничтожающего все грехи и дарующего великое благо и высшее освобождение тем мудрым людям, которые предаются Всевышнему Господу.
О лучший среди брахманов, благо, достигаемое омовением в Ганге, имеет значение лишь до тех пор, пока не наступит Харибодхини Экадаши. Этот Экадаши, который приходится на светлую половину месяца картика, очищает намного сильнее, чем омовение в океане и в местах паломничества. Этот священный Экадаши более могуществен в уничтожении грехов, чем 1000 жертвоприношений Ашвамедха и сто жертвоприношений Раджасуйя".
Нарада Муни, мудрец среди полубогов, спросил: „О отец, будь добр, опиши, какие качества можно обрести, если поститься в Экадаши весь день или же, избегая зернобобовых, поесть один раз — вечером либо в середине дня.
Господь Брахма ответил: "Если человек ест в Экадаши только один раз в полдень, то уничтожаются грехи его предыдущего рождения; если он только ужинает, то уходят грехи, приобретённые в двух предыдущих рождениях; а если он ничего не ест, то уничтожаются грехи, накопленные им за семь предыдущих жизней.
О сын, человек, строго соблюдающий Харибодхини Экадаши, будет обладать тем, чего трудно достичь в этих трёх мирах. Если тот, чьи грехи сравнимы с горой Сумеру, будет просто соблюдать пост в Папахарини, или Харибодхини, Экадаши, он полностью избавится от них. Грехи, накопленные человеком за тысячи предыдущих рождений, сгорают дотла, если он не только постится, но и бодрствует ночью в Экадаши; так сгорает гора хлопка, если поднести к ней фитиль.
Если человек, строго соблюдающий этот пост, совершит в этот день хотя бы небольшое благое дело, следуя правилам и предписаниям, он обретёт благо, равное горе Сумеру. Однако человек, не следующий указанным в Священных писаниях правилам, не получит никакого блага, даже если его благие дела будут равны горе Сумеру.
Тот, кто не воспевает мантру гаятри три раза в день, кто пренебрегает постом, не верит в Бога, критикует Священные писания, кто думает, что Веды несут только разрушение тому, кто им следует, кто тешится с чужой женой, кто крайне глуп и нечестив, кто не ценит оказанную ему услугу, кто обманывает других - такой человек, о сын, никогда не сможет с успехом совершать какую-либо религиозную деятельность. Будь он брахманом или шудрой, но если он наслаждается с чужой женой, особенно с женой дваждырождённого, то он не лучше собакоеда1.
О мудрейший, любой брахман, который наслаждается сексом с вдовой или женой другого брахмана, несёт разрушение себе и своей семье. Любой брахман, наслаждающийся недозволенным сексом, не будет иметь детей в следующей жизни, и все обретённые им благословения обратятся в руины. Человек, непочтительный к дваждырождённому брахману и к духовному учителю, перестаёт расти духовно и лишает благополучия своих детей.
Вот три типа людей, действующих себе во вред: аморальные, наслаждающиеся сексом с женой собакоеда, удовлетворённые общением с негодяями. Общающийся с греховодниками и посещающий без духовной цели их дома попадёт в обитель Ямараджи, правителя смерти. И если кто-то ест в таком доме в этот день, то обретённое им благо пропадает, что скажется на его судьбе, повлияет на продолжительность жизни и отразится на детях.
Любой греховный негодяй, оскорбивший святого человека, быстро утратит религиозность, экономическое благополучие, чувственное удовлетворение и в конце концов сгорит в огне ада. Каждый, кто оскорбляет святых или не прерывает тех, кто оскорбляет их, считается не лучше осла. Этот глупец ещё при жизни увидит гибель своей династии.
Человек с нечистым характером, негодяй и мошенник, тот, кто всегда придирается к другим, не достигнет после смерти высшей цели, даже если он постоянно раздаёт милостыню или совершает другие благочестивые поступки. Поэтому каждый должен воздерживаться от совершения неблагоприятных действий и совершать только благочестивые поступки, с помощью которых он достигнет совершенства и избежит страданий.
Однако тот, кто постится в Харибодхини Экадаши, стирает этим грехи ста предыдущих жизней, а тот, кто не только постится, но и бодрствует всю ночь в Экадаши, обретёт безграничное благо и после смерти отправится в высшую обитель Господа Вишну, и 10 000 его родственников, родных и близких также последуют в Верховное царство. Даже если его предки много грешили и за это страдают в аду, то и тогда они получат великолепно украшенные духовные тела и счастливо последуют в обитель Вишну.
О Нарада, даже тот, кто повинен в гнусном грехе — убийстве брахмана, освобождается от мерзких черт своего характера, постясь в Харибодхини Экадаши и бодрствуя ночью. Благо, которое нельзя обрести омовением во всех местах паломничества, жертвоприношением коня, раздачей в милостыню коров, золота и плодородных земель, может быть достигнуто, если в этот священный день соблюдать пост и бодрствовать всю ночь.
Каждый, кто соблюдает Харибодхини Экадаши, обладает высоким сознанием; он прославит свою династию. Смерть неизбежна, поэтому и потеря имущества также неизбежна. Зная об этом, о лучший из мудрецов, каждый должен соблюдать пост в день Шри Харибодхини Экадаши, который так дорог Господу Хари. Места паломничества всех трёх миров приходят в дом человека, постящегося в Экадаши. Поэтому, чтобы удовлетворить Господа, держащего в Своей руке диск, каждый, предавшись Господу, должен исполнять все предписания и соблюдать пост в Экадаши.
Того, кто постится в день Харибодхини, считают мудрецом, подлинным йогом, аскетом, человеком, всегда управляющим своими чувствами. Только он наслаждается в этом мире совершенным образом и несомненно достигнет освобождения. Этот Экадаши очень дорог Господу Вишну, поэтому он является самой сутью религиозности.
Соблюдение Экадаши дарует наивысшие награды во всех трёх мирах.
О Нарададжи, тому, кто постится в Экадаши, никогда больше не придётся рождаться. Поэтому в этот Экадаши исполненные веры преданные Всевышнего Господа, оставив все виды религий, просто предаются посту. Если человек постится в Экадаши, бодрствуя всю ночь , Всевышний Господь, Шри Говинда, лично уничтожает последствия грехов этой души, которые она совершила действиями ума, тела и слов.
О сын, каждый совершающий омовение в местах паломничества, раздающий милостыню, воспевающий святые имена Всевышнего Господа, подвергающий себя аскезе и совершающий жертвоприношения Богу в день Харибодхини Экадаши, обретёт вечное благо. Преданный, который в этот день поклоняется Господу Мадхаве, украшенному великолепным убранством, освободится от тяжких грехов ста предыдущих жизней. Человек, соблюдающий этот пост и правильно поклоняющийся Господу Вишну, избегнет величайшей опасности.
Харибодхини Экадаши доставляет такую радость Господу Джанардане, что Он забирает соблюдающего этот пост человека обратно в Свою обитель. Тот, кто желает красоты и счастья, должен стараться почитать Харибодхини Экадаши , особенно если он выпадает на двадаши. Грехи ста предыдущих рождений, грехи, приобретённые в детстве, молодости и старости, независимо от того, „сухие" они или „мокрые", уничтожаются Всевышним Господом Говиндой, если человек с преданностью постится в Харибодхини Экадаши2.
Харибодхини Экадаши — лучший из дней. Дня того, кто постится в этот день, нет ничего недосягаемого в мире, ибо Экадаши дарует изобилие зерна, отменное благополучие и высшее благо, а также избавляет от всех грехов. Пост в этот Экадаши в тысячу раз лучше, чем раздача милостыни в день солнечного или лунного затмения.
Вновь говорю тебе, о Нарададжи, что любое благо, обретённое омовением в местах паломничества, раздачей милостыни, воспеванием джапы, цитированием ведических мантр, совершением жертвоприношений и изучением Вед, является лишь одной десятимиллионной частью награды человека, который всего раз постился в Харибодхини Экадаши.
Всё благо, которого можно достичь в жизни путём благочестивой деятельности, будет совершенно бесполезно, если не соблюдать пост в Экадаши и не поклоняться Господу Вишну в месяц Картика. Поэтому, о Нарада, ты должен всегда поклоняться Всевышнему Господу, Джанардане, и служить Ему. Этим ты достигнешь желаемой цели — высшего совершенства.
В Харибодхини Экадаши преданный Господа не должен есть в чужом доме и не должен есть пищу, приготовленную непреданными. Если он не придерживается этого, то достигает лишь блага, равного полученному от поста в полнолуние.
В месяц Картика философские обсуждения священных писаний доставляют Шри Вишну больше удовлетворения, чем дарение слона, лошадей или совершение дорогих жертвоприношений. Тот, кто воспевает или слушает описание качеств и игр Господа Вишну — хотя бы полстиха или даже четверть стиха — обретает то же благо, что и подаривший брахману сто коров.
О Нарада, в месяц Картика надо оставить все виды обычной деятельности и посвятить всё своё время и энергию, особенно во время поста, обсуждению трансцендентных игр Всевышнего Господа. Такое прославление Шри Хари в Экадаши, столь дорогой Господу день, дарует освобождение ста предыдущим поколениям. Каждый, кто проводит своё время, наслаждаясь этими обсуждениями, особенно в месяц Картика, достигает результатов, сравнимых с совершением десяти тысяч жертвоприношений, и сжигает все свои грехи дотла.
Слушающий возвышенные повествования о Господе Вишну, особенно в месяц Картика, автоматически обретает то же благо, что и жертвующий сто коров. О великий мудрец, человек, воспевающий славу Господу Хари в Экадаши, обретает то же благо, что и жертвующий семь островов".
Нарада Муни спросил своего прославленного отца: „О господин всех, о лучший из полубогов, пожалуйста, расскажи мне, как соблюдать этот священный Экадаши. Какова награда за это человеку, исполненному веры?"
Господь Брахма отвечал: „О сын, желающий соблюдать этот Экадаши, должен встать рано утром в период Брахма мухурты (промежуток времени между 1,5 часами и 50 минутами до восхода солнца). Он должен почистить зубы и совершить омовение в озере, реке, бассейне, источнике или в своём доме, как позволяют обстоятельства. После поклонения Господу Шри Кешаве следует с великим вниманием слушать священные писания Господа. Преданный должен так молиться Господу: „О Господь Кешава, я буду поститься в этот день, который так дорог Тебе, а завтра буду прославлять Твой священный прасадам. О лотосоокий Господь, о Непогрешимый, Ты — моё единственное убежище. Милостиво защити меня".
Произнеся перед Господом с великой любовью и преданностью эту торжественную молитву , необходимо строго соблюдать пост. О Нарада, тот, кто будет бодрствовать всю ночь на Экадаши, петь прекрасные песни, прославляя Господа, танцевать в экстазе, исполнять на инструментах великолепную музыку для Его трансцендентного удовольствия и рассказывать об играх Господа Кришны, как описаны они в совершенных ведических Писаниях, — такой человек, несомненно, достигнет внеземного, духовного царства Бога, находящегося далеко за пределами трёх миров.
В Харибодхини Экадаши следует поклоняться Шри Кришне камфорой, плодами и благоухающими цветами, особенно жёлтыми цветами агару. В этот особенный день нельзя занимать своё внимание меркантильными интересами. Другими словами, жадность следует заменить благотворительностью. Таков путь превращения потерь в несметные блага. Следует предлагать Господу разнообразные плоды и омывать Его водой из раковины. Такая практика преданности, осуществляемая в Харибодхини Экадаши, в десять миллионов раз благоприятнее, чем совершение омовений в местах паломничества и чем все формы благотворительности.
Сам Господь Индра складывает ладони и выражает почтение преданному, который в этот день поклоняется Господу Джанардане свежими цветами агастья. Всевышний Господь Хари очень доволен, если Его украшают прекрасными цветами агастья. О Нарада, я даю освобождение каждому, кто преданно поклоняется Господу Кришне в Экадаши месяца Картика листьями дерева бел. А у того, кто поклоняется Господу Джанардане свежими листьями туласи и ароматными цветами в течение всего месяца, я лично, о сын, сжигаю дотла все грехи десяти тысяч жизней.
Кто просто смотрит на Туласи Махарани, касается её, медитирует на неё, рассказывает её историю, выражает ей почтение, молит её о милости, растит её, поклоняется ей, поливает её, тот будет вечно жить в обители Господа Хари. О Нарада, тот, кто служит Туласи деви этими девятью способами, достигнет счастья в высшем мире, которое будет длиться столько тысяч юг, сколько корней и ветвей у взрослого растения туласи.
Когда зрелое растение туласи даст семена, из них вырастет много новых растений, они зацветут и также дадут множество семян. Предки каждого, кто служит Туласи этими девятью способами, будут жить в обители Господа Хари в течение стольких тысяч калып, сколько семян дадут все эти растения3.
Тот, кто поклоняется Господу Кешаве цветами кадамба, которые очень нравятся Господу, получит Его милость и никогда не увидит обители Ямараджи, олицетворенной смерти. Какая же польза тогда в каком-либо другом поклонении, если все желания могут быть исполнены удовлетворением Господа Хари? Так, преданный, подносящий Ему цветы бакула, ашока и патапи, освободится от горестей и страданий на то время, которое существуют во вселенной Солнце и Луна, и в конце концов он достигнет освобождения. О лучший из брахманов, преданный, подносящий Господу Джаганнатхе цветы каннера, получает столько милости, сколько можно обрести поклонением Господу Кешаве в течение четырех юг.
Подносящий Шри Кришне в месяц Картика цветы и бутоны (манджари) туласи получит большее благо, чем даруемое от пожертвования десяти миллионов коров4. Даже поднесение с преданностью свежих стеблей травы даст в сто раз большее благословение, чем обычное ритуальное поклонение Всевышнему Господу.
Поклоняющийся Господу Вишну листьями дерева семика, освобождается из сетей Ямараджи, царя смерти. Поклоняющийся Вишну в сезон дождей цветами чампака и жасмина никогда не вернётся опять на землю. Поднесший Господу только один цветок кумбхи обретает тот же дар, что и от пожертвования палы (200 грамм) золота. Если преданный подносит один жёлтый цветок кетаки — яблони, дерева Господа Вишну, сидящего на Гаруде, то он освобождается от грехов десяти миллионов рождений. Более того, каждый, кто предложит Господу Джаганнатхе цветы, а также сто листьев с нанесённой на них жёлтой и красной сандаловой пастой, обязательно попадёт на Шветадвипу, расположенную далеко за пределами материального мира.
Далее, о величайший из брахманов, Шри Нарада, после поклонения Господу Кешаве, дарующему материальное и духовное счастье в Харибодхини Экадаши, на следующий день следует рано встать, совершить омовение в реке, повторить джапу5, святые имена Кришны, и приступить к любовному преданному служению Господу дома, по возможности наилучшим образом. Перед тем, как прервать пост, преданный должен предложить прасадам брахманам, и только после этого, с их позволения, он может съесть что-нибудь зерновое. Затем, чтобы доставить удовольствие Всевышнему Господу, преданный должен провести поклонение своему духовному учителю, чистейшему из преданных Господа, предложив ему, в соответствии со своими возможностями, роскошную пищу, наилучшую одежду, золото и коров. Это, безусловно, доставит удовольствие Всевышнему Господу.
Затем поклоняющийся должен подарить брахману корову, а если он пренебрегал некоторыми правилами и регулирующими принципами в духовной жизни, то он должен исповедаться в этом брахману, преданному Господа. После этого следует поднести брахману дакшну (пожертвование). О царь, тот, кто ужинал в Экадаши, должен на следующий день накормить брахмана. Это доставит большое удовольствие Верховной Личности Бога.
О сын, если человек постился без позволения своего священника или если женщина постилась без позволения мужа, то им следует пожертвовать брахману быка. Мёд и йогурт — также подходящие подарки брахману. Тот, кто ел в Экадаши только фрукты, должен на следующий день пожертвовать фрукты. Тот, кто употреблял только масло, должен пожертвовать гхи; тот, кто постился, не употребляя зерновых, должен пожертвовать рис; тот, кто спал на полу, должен пожертвовать кровать со стёганным одеялом; тот, кто ел на тарелке из листа, должен пожертвовать горшок с топлёным маслом; тот, кто молчал, должен пожертвовать колокольчик; тот, кто не употреблял кунжут, должен пожертвовать золото и накормить двух брахманов роскошной пищей.
Человек, который хочет предотвратить облысение, должен подарить брахману зеркало; тот, кто имеет поношенные ботинки, должен подарить брахману башмаки; тот, кто постился, не употребляя соли, должен пожертвовать брахману немного сахара. И в течение всего месяца каждый должен регулярно предлагать в храме Господу Вишну или Шримати Туласи деви светильник на гхи.
Пост в Экадаши достигнет совершенства, если пожертвовать достойном брахману золотой или медный горшок, наполненный гхи или фитилями, пропитанными гхи, вместе с восемью горшками, заполненными золотом, покрытыми тканями. Тот, кто не в состоянии делать таких подарков, должен сказать брахману несколько добрых слов. Поступающий так несомненно получит полное благословение поста в Экадаши.
Выразив своё почтение и получив разрешение, преданный должен поесть.
Этот Экадаши завершает Чатурмасью, и то, от чего воздерживались в Чатурмасью, должно быть пожертвовано брахманам. О царь царей, тот, кто придерживается Чатурмасьи, получит неисчислимые блага и после смерти попадёт в обитель Господа Васудевы. О царь, каждый, кто в полной мере соблюдает Чатурмасью без перерыва, достигнет вечного счастья и не будет больше рождаться.
Итак, я поведал тебе совершенный путь соблюдения Харибодхини Экадаши. Каждый, кто читает и слушает об этом Экадаши, обретает благо, равное благу от пожертвования коров достойному брахману".
Так заканчивается повествование о славе Картика-шукла Экадаши, известного также как Харибодхини Экадаши, или Папахарини Экадаши, из Сканда Пураны.
Примечания.
Два дополнительных Экадаши в высокосном году называются Падмини
и Парама
Статью подготовила: Наталья Михайловна Дементьева
Выдержки из книг смотрите в соц. сетях:
Космическое болеро и
Йогатара накшатры Пушья / Звезды ориентиры Пушьи/ Стрела и Пушья
Накшатра Пушья Тишья
/ Изобильное Вымя волшебной коровы /Движение Солнца
Лук - Символ Пунарвасу на звездном небе/ Границы и звездные ориентиры
Суть разницы тропического и сидерического зодиака
Уровень души и личности
Место Плеяд в прецессии / Эпоха Водолея
День 21 ноября.
Юрьев день и Плеяды (накшатра Криттика).
Затмение 26 мая 2021, аспект затмения - Марс вблизи звезды Васат
Титхи и накшатры благоприятные сочетания/Виджая экадаш/Ключи Времени Как движется Земля Полнолуние 28 января 2021 древний ритуал царского омовения в Пауша пурниму Кунжутный пост// Свойства кунжута, рецепты, ритуалы Раса пурнима Йогатара накшатры Читра, Вишвакарман и Канья санкранти Простые практики новолуния. Амавасья перед Осенним равноденствием Чатурдаши и питру пакша Амавасья. Новолуние предков. Сарвапитра мокша амавасья Соединение Луны и Венеры в Яслях
/ Накшатра ПУШЬЯ/ Мифологическая картина дня/ Созвездие РАК, Ослики Индира экадаши и Предки // Таинство 11-го лунного дня
Противостояние НЕПТУН-СОЛНЦЕ // Космический разум СОМА // Туманности // ПРЕДКИ
Питру пакша// Месяц бхадрапада // Титхи и накшатры периода поминовения предков
Древние праздники в полнолуние месяца шравана (август)
Шравана пурнима 1 часть// Накшатры и звезды// Йогатары Ашлеша и Шравана// Большой летний треугольник
Вайшакха пурнима Эпоха Водолея - Эпоха Водолея, Амалаки экадаши и накшатра Пушья Иллюстрация титхи и
Виджая экадаши на небесной сфере, среди звёзд. Шравана, Абхиджит и Ашадхи Виджая экадаши и накшатра Шравана Лунный календарь. Пурнимант и Амант Полнолуние в накшатре Пушья Территория накшатры Пушья |