На главную>> Ведический календарь >>Наваратри >> Дурга

Шактизм - книги
Деви
Наваратри весенний
Маха Наваратри, осенний

Шактизм. ДУРГА

«Её истинную форму не знают Брахма и остальные боги, поэтому Она названа Непостижимой.
Её предела никто не знает, поэтому Она названа Бесконечной.
Её никто не способен воспринять, поэтому Она названа Бескачественной.
Её происхождения никто не знает, поэтому Она названа Нерождённой.
Лишь Она присутствует везде, поэтому Она названа Единой.
Она же явлена в образе всего сущего, поэтому Она названа Множественной.
Итак, Она именуется Непостижимой, Бесконечной, Бескачественной, Нерождённой, Единой и Множественной...

Выше Её ничего нет. Так прославлена Она, Дурга.
Пред Ней, Дургой, Труднодостижимой Богиней, Уничтожающей пути зла, Спасающей из океана мирского существования, склоняюсь я, испуганный этим миром» («Деви Упанишада»).

«Санскритское имя Дурга означает "непобедимая". Слог "ду" напоминает о четырёх асурах (демонах). Это бедность (даридра), страдание (духкха), голод (дурбхикша) и дурные привычки (дурвьясана). Звук "Р" в этом слове означает болезни (рогагхм), а слог "ГА" - грехи (папагхна), несправедливость, антирелигиозность, жестокость, леность и прочие дурные наклонности. Таким образом, богиня Дурга уничтожает все виды зла, символизируемые звуками ДУ, Р и ГА.

Поклонение Дурге было распространено с древнейших времён. Господь Рама обращался к Матери Дурге с молитвой, чтобы добиться победы в сражении с царем демонов Раваной. В "Махабхарате" Кришна обращается к Дурге за помощью в борьбе с Кауравами.

Вайшнавы поклоняются Дурге как йога-майе Вишну, а шайвы почитают её как супругу Шивы. Вайшнавы и шакты называют её также Умой или Парвати. Шакты верят в то, что она является мат-майей, коренной причиной мира имён и форм. В "Дурга-саптшати" , священном тексте приверженцев Дурги, приводятся её 108 имен; это означает, что она являет собой все облики Божественной Матери, то есть саму Божественную Мать.

В "Маркандейя-пуране" есть
История о проявлении Дурги.

Однажды изо рта разъярённых Вишну, Шивы и Брахмы изошёл огромный светящийся шар. В тот же миг такие же шары возникли из уст других разъярённых богов и полубогов.

В результате все испущенные богами и полубогами свечения слились в одно: сияние распространилось во всех направлениях, а боги и полубоги узрели ослепительный и лучистый пламенный шар непреодолимой силы и энергии. Огонь медленно превратился в богиню.

Её лицо было соткано из света, изошедшего из уст бога Шивы. Свет Рамы наделил её длинными тёмными волосами, а лучезарность Вишну - двумя руками. Лунный свет дал ей две груди, а свечение Индры - среднюю часть туловища. Бёдра были рождены сиянием Варуны (бога воды), а ягодицы - теджасом. (огонем, жаром, светом; энергией) Притхиви (Земли). Свет Брахмы стал её ступнями, а кончики пальцев ног возникли из лучей Солнца. Свет Васу (хранителей восьми сторон света) превратился в пальцы её рук, а сияние Куберы - в её нос. Три глаза богини возникли из блеска трехглавого Агни (бога огня). Уши были рождены светом Марута (бога воздуха), а остальные части тела появились из сияний Вишвакармана и других полубогов.

Все боги даровали Дурге могущественное оружие. Шива сотворил из собственного трезубца ещё один и подарил его этой богине. Вишну создал диск из своей чакры. (метательного диска). Варуна дал ей копию своей раковины, Паван (Марут) - лук и стрелы, а Индра сделал из своей ваджры (громовой стрелы) ещё одну стрелу. Яма, бог смерти, даровал ей данду (жезл), а Брахма - камандалу (сосуд для воды). Солнце наполнило своим свечением все поры тела богини, а Кала (бог времени) одарил её мечом и щитом. Вишвакарман преподнёс ей боевой топор и непробиваемые доспехи. Так Дурга получила самые разные средства нападения и защиты.

Эта история из "Маркандейя-пураны" показывает, что Дурга представляет собой обобщённый символ всех божественных сил. Она возникла из сияния всех богов и потому несёт в себе сущность каждого из них. Эта обобщённая сила проявляет себя только в тех случаях, когда злые силы угрожают самому существованию сил божественных. По этой причине Дурга олицетворяет собой объединённые усилия Божественных Сил, прилагаемые к привнесению и восстановлению вселенской гармонии. Эта богиня появилась на свет для того, чтобы утвердить закон Дхармы (добродетели).

В "Сканда-пуране" Дурга отождествляется с Изначальной Пракрити и Шакти. В "Бхава-упанишаде" она восхваляется как Брахмарупини (подобная Брахме). В "Курма-пуране" она отождествляется с Ниргуна-Брахманом (Богом-Абсолютом).

Она возникла в самом начале времён, ещё до того, как началось сотворение. Рассказывают, что Вишну спал, и во время этого йогического сна из его пупка появился Брахма-Творец. Брахма не осознавал цели своего рождения и потому принялся медитировать на спящем Вишну.

В это время из грязи в ушах бога Вишну были порождены два могущественных асура, Мадху и Кайтабха; они бросились к Брахме, чтобы убить его. Брахма был недостаточно силен, чтобы уничтожить демонов и обратился с молитвой к Шакти-Махамайе, силе Высшего Сознания (Брахмана).По призыву Брахмы перед ним воплотилась Божественная Мать; она разбудила Вишну и показала ему нечестивые намерения Мадху и Кайтабхи. Вишну сражался с этими асурами в течение пяти тысяч божественных лет, однако тоже не смог их уничтожить. Тогда Божественная Мать околдовала их и заставила произнести такие слова: "Вишну, мы достаточно долго бились с тобой. Проси чего хочешь". Скованным собственным словом асурам пришлось исполнить желание Вишну - тем временем сам бог Вишну выхватил свой метательный диск и отсёк им головы.

В "Дурга- саптшати" рассказывается другая история. Давным-давно на свете жил царь Суратха - в полной беспомощности он обитал в лесу, ибо враги отняли у него царство. Оставаясь в лесу, он стал одержим непрестанными мыслями о своём царстве, сокровищах и дворце. Однажды царь Суратха повстречал торговца по имени Самадхи. Этот торговец был обманут и ограблен собственными женой и детьми, которые выгнали его из дому. Торговец тоже постоянно вспоминал об утерянном богатстве; царь испытал к нему сочувствие, и они сдружились. Они вместе построили в лесу ашрам и поселились в нём. В один прекрасный день им случилось принимать в качестве гостя великого святого по имени Медха Риши - он поведал им историю Божественной Матери и рассказал о том, что надлежащее поклонение ей способно положить конец их бедствиям.

Существует ещё одна история о могущественном демоне по имени Махиш, или Махишасура; его дар заключался в том, что никто не мог убить его, за исключением прекрасной женщины. Получив такой дар, он стал неуязвимым, победил Индру (бога небес) и низверг его с престола. Демон покорил все три мира и изгнал богов из их обители на небесах. Боги и полубоги во главе с Брахмой и Вишну отправились к богу Шиве и рассказали ему о жестокости и коварстве Махиша. Услышав об этих злодеяниях, Шива разъярился, однако он понимал, что дар демона делает его таким же беспомощным, как и всех остальных богов. Только Божественная Мать смогла положить конец этой ужасной драме.

В ярости Шива изверг из уст луч света, после чего такие же лучи породили все боги и полубоги. Лучи света соединились и проявились в облике прекрасной богини.Богиня издала рев, от которого содрогнлись все три мира; услышав его, Махишасура отправил своих полководцев, чтобы те уничтожили новорожденную силу. Все великие полководцы Махишасуры - Чикшур, Чамар, Удагра, Махахану, Асилома, Вашкал и Видалакша - один за другим являлись со своими армиями на битву, однако были уничтожены Божественной Матерью Дургой. После смерти его верных полководцев Махишасура лично появился на поле битвы, и сражение началось - он оборачивался то быком, то львом, то слоном. Он то стоял на земле, то поднимался в пространство и вел битву оттуда. Затем Божественная Мать сошла со своего льва, прыгнула на плечи Махишасуры и отсекла ему голову. Его смерть вызвала среди богов волну радости, и все они восславили Дургу.

Таким образом, о Дурге рассказывают множество историй, которые являются одновременно и очень похожими, и достаточно различными, однако все они напоминают нам о самом важном: когда бы Божественная Мать ни воплощалась в каком-либо облике, она всегда проявляет себя как слияние свечения всех богов и полубогов. Она представляет собой объединённую Божественную Силу. Эта Божественная Сила воплощается в формах, чтобы установить равновесие и гармонию, покой и благополучие.

Все истории о Дурге и других воплощениях Божественной Матери связаны с непрестанной борьбой между божественными и демоническими силами, вечными парами противоположностей. Существование мира имен и форм невозможно без такой борьбы. Демонические силы саморазрушительны, однако чрезвычайно могущественны, тогда как Божественные Силы созидательны и действенны, однако замедленны. В начале перевес обычно на стороне демонических сил, ибо они объединяются вместе, а Божественные Силы оказываются рассеянными. Однако после того, как демонические силы вызывают нарушение равновесия, все боги объединяются, превращаясь в единую Божественную Силу под названием Шакти - она проявляется в облике богини или бога, чтобы уничтожить зло и восстановить утраченное равновесие. Демонические силы опираются на эгоистичность, корысть и истязание других, а Божественные - на самопожертвование, покаяние, самоотверженное служение, любовь, всеобщее братство и способность видеть Божественное в любой частице сущего.

Древние легенды о богах и богинях подчеркивают победу добра над злом в той борьбе, которая протекает внутри каждого человеческого существа. Стремление к роскоши, материальным обретениям и физическим удобствам представляет собой демоническую силу внутри нас; она проявляется в форме гнева, ненависти, алчности, гордыни, ревности, заблуждениях, тщеславии, зависти и привязанностях. Эти силы поднимаются на поверхность, когда бы у человека ни возникли корыстные интересы. В противоположность им, преданность, милосердие, любовь и мысли о Всеобщем Благе человечества представляют собой Божественные Силы внутри человека; они проявляются как дисциплинированность, ненасилие, вера, уверенность, подлинная самоотверженность и отрешенность от любых личных обретений.

Дурга символизирует недвойственное существование наполненного энергией сознания, или обладающей сознанием энергии. Будучи Божественной Матерью, она уничтожает дисгармонию, вызывающую нарушения равновесия в феноменальном мире. Она желает добра всем и каждому - даже тем, кого уничтожает, ибо она приходится матерью и этим созданиям. После того, как она уничтожила Махишасуру, боги спросили: "Мать, ты могла бы испепелить Махишасуру и его полководцев своей божественной лучезарностью. Почему же ты участвовала в этом ужасном сражении?"

Божественная Мать ответила: "Если бы я просто испепелила их, они оказались бы в аду, и тогда им трудно было бы совершенствоваться и развиваться. Однако благодаря сражению со мной и гибели от моей руки они попали в рай, где смогут превратиться в добрых существ". Таким образом, Дурга стремится не просто уничтожить зло, но преобразить его в благую энергию. Чаще всего Дурга изображается восьмирукой, хотя иногда число рук может равняться десяти, а в облике Махадурги она имеет двадцать рук. Ей в равной мере поклоняются и боги, и демоны, и люди всех каст и убеждений» («Инструменты для тантры». Хариш Джохари).


«Тень духовного, божественного могущества
существует в личностном образе,
в образе Майи - энергии,
вершащей созидание, поддержание и уничтожение.
В мире её почитают как Дургу.

Этот мир, в котором живёт Брахма, ...мир, включающий в себя 14 уровней бытия, - есть "Деви-дхама", которой повелевает Дурга. У неё 10 рук, олицетворяющих 10 карм - очистительных ритуалов. На её удивительные доблесть и героизм указывает средство её передвижения - лев. Она - великий усмиритель порока..., она - мать Карттики и Ганеши, что указывает на присущие её красоту и успех. Её место - между материальными ипостасями Лакшми и Сарасвати - покровительницами материального изобилия и знания.

Для пресечения зла она несёт 20 видов оружия, символизирующих многообразные ведические религиозные обязанности. Она держит украшение-змею, олицетворение величия беспощадного времени. Всё это - отличительные черты Дурги.

Во власти Дурги находится дурга (тюрьма). Когда дживы, порождаемые пограничной энергией Бога, отворачиваются от него, тюрьма, в которую они попадают, - это дурга Дурги. Орудием наказания в этой тюрьме служит колесо кармы... Когда дживы снова поворачиваются к Господу, тогда та же самая Дурга становится причиной их освобождения...

А такие благословения, как богатство, хороший урожай, крепкое здоровье членов семьи и т.д. - следует воспринимать лишь как обманчивую милость Дурги. Для того, чтобы вводить в заблуждение души, отвернувшиеся от Бога, Дурга проявляет в материальном мире десять своих ипостасей, именуемых Дашамахавидьей, и демонстрирующих "игры материальной психической энергии".

Душа - частица сознания. Когда она совершает проступок, отворачиваясь от служения Богу, она попадает под власть влекущей силы майи; такую увлёкшуяся майей душу Дурга тотчас облекает в покровы плотного тела, состоящего из пяти главных материальных начал, их проявлений и одиннадцати чувств. Это тело подобно арестантской одежде. Затем она ввергает её в круговорот кармы.

Оказавшаяся в этом круговороте джива испытывает радость и печаль, она наслаждается в раю и страдает в аду, и так без конца - снова и снова. Помимо этого Дурга даёт ей тонкое тело, находящееся внутри плотной оболочки и состоящее из ума, разума и эго. Оставив одно плотное тело, джива в своём тонком теле переселяется в другое плотное тело. До освобождения она не может покинуть своё тонкое тело, образованное её преступными желаниями. Но когда она оставляет своё тонкое тело, она омывается в водах реки Вираджи и попадает в обитель Господа Хари" (Шри Брахма-самхита).

Дурга называет особенные дни для Её почитания: «Да будет совершаться тобой почитание меня жертвоприношениями и дарами, особенно в восьмой, четырнадцатый и девятый дни месяца... В тёмную половину месяца, в 14 и 8 дни озарённые, исполненные преданности, должны почитать Меня, о тигр среди людей» (Девибхагавата Пурана) .

«По её воле Владыка тварей создаёт весь этот мир, Хари предпринимает многочисленные нисхождения, а Шамбху обращает мир в пепел, так как же человек не будет поклоняться ей, дарующей убежище?» (Девибхагавата Пурана).

Дурга-Янтра
Рис. из книги "Инструменты для тантры"

Статью подготовила: Наталья Михайловна Дементьева
Книги Издательства Натальи Дементьевой

Выдержки из книг см в соц сетях:
VK:
Царство Богини - Территория гармоничных женщин.
Интернет-магазин ПЧЕЛА - Духовный мёд - духовным искателям.
Наталья Дементьева - Издатель ведической литературы.
Instagram:
ЭКОстиль. Ведический календарь
Интернет-магазин ПЧЕЛА
ЭкоСвечи


При написании статьи использованы источники:
Деви Упанишада
("Девибхагавата Пурана")
Древние тексты Вед. Летописи Бхараты
Инструменты для тантры. Хариш Джохари